«Банши Инишерина» (2022) Режиссёр: Мартин МакДонах Трагикомедия с культовым актёрским дуэтом из «Залечь на дно в Брюгге» в главных ролях. Глубокая философская притча о дружбе, одиночестве, честности с собой и другими, невозможности услышать друг друга и извечном страхе смерти. Каждый человек остров или все мы части чего-то одного, большего? В основу сценария фильма легла одна из пьес Мартина МакДонаха. Десять лет потребовалось автору на доработку произведения, чтобы представить его в виде сложной драмы о двух друзьях, отношения которых олицетворяют главные человеческие страхи, заблуждения, рефлексии. Сюжет схож с подачей японских новелл – медленное течение повествования, не мажорное, не минорное, не эпичное – но камерное, не фабула, а атмосфера. Всё это подается вскользь, через намеки, аллюзии, без явных отсылок и морализаторства. Каждый сам волен делать выводы и толковать увиденное. Остров Инишерин – замкнутый гротескный мир, персонажи которого словно взяты в заложники сложившимися жизненными обстоятельствами. На дворе 1923 год, на материке бушует гражданская война, которая долетает до островитян лишь одинокими отголосками. Давние друзья – деревенский простак, фермер Подрик (Колин Фаррелл) и пожилой скрипач Колм (Брендан Глисон) живут в налаженном, простом и понятном для каждого мире. Как положено друзьям они встречаются, разговаривают, пропускают по кружке в пабе и проводят время за разговорами. Между ними ничего не происходит, буквально ничего, пока в один день, словно выстрел в лоб не звучит приговор Колма: «Ты мне больше не нравишься». Он прекращает общение, навсегда. Более того, на любые попытки заговорить с ним, обсудить это решение – грозит отрезать себя по одному пальцу. Кажется, что абсурдность ситуации зашкаливает. Зритель будто сам оказывается в шкуре незадачливого Подрика, который бьется над вопросом – почему лучший друг его игнорирует и не получает ответа. Ирония в том, что истинный ответ Подрик и не способен понять. Автор затрагивает множество тем. Выбор человека между одиночеством и общением ради общения. Качество отношений – что они дают человеку, чем наполняют. Почему тот, с кем честно прекращают отношения, воспринимает это настолько болезненно? Всегда ли честность на пользу, как часто мы врём себе, занимаемся самообманом. Почему эго в человеке не даёт ему принять выбор другого и смириться. Но это лишь один пласт тем, на которые пытается пролить свет режиссёр. Более глубинный конфликт лежит в плоскости страха смерти. Колм пишет музыку, он стремиться создать произведение, которое оставило бы о нём память в веках. Запомниться в его понимании – значит, обессмертить себя. На такую трактовку намекает и само название произведения, в котором фигурируют мифологические создания Банши – феи-призраки, которые своими возгласами предупреждают о смерти. Жертва творца, его взаимодействие с окружающим миром, цена, которую тот вынужден платить, погружаясь в обыденность. Есть ли в этой обыденности жизнь или она скрыта в духовном поиске и саморефлексии. Гражданская война, которая идёт «фоном» для героев – ещё один символ невозможности человека услышать друг друга, пустяковой прихоти, способной стать причиной трагедии и кровопролития. Меланхоличный островной пейзаж лишь усиливает чувство одиночества, которое пытается осознать каждый персонаж картины. В фильме у каждого героя своя партия в этой сложной, многоплановой, трагикомичной симфонии. На премьерном показе картины в Венеции зрители устроили фильму 13-минутную овацию. Колин Фаррелл получил приз фестиваля как лучший актёр, Мартин МакДонах был удостоен приза за лучший сценарий. В ролях: Колин Фаррелл, Брендан Глисон, Керри Кондон, Барри Кеоган и др. #movie@protheatre